История завода АвтоВАЗ




Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «ФИАТ». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

(61 фотография)

Материал: chronograph

avtovaz_history_1

Территория будущего автозавода, 1966 год.

avtovaz_history_2

Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.

avtovaz_history_3

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

avtovaz_history_4

Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

avtovaz_history_5

В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

avtovaz_history_6

Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

avtovaz_history_7

Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

avtovaz_history_8

Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

avtovaz_history_9

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

avtovaz_history_10

avtovaz_history_11

Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

avtovaz_history_12

В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.

avtovaz_history_13

Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.

avtovaz_history_14

Строительство управления ВАЗа.

avtovaz_history_15 avtovaz_history_16

На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

avtovaz_history_17 avtovaz_history_18 avtovaz_history_19

Киоск «Союзпечать» рядом со стройкой.

avtovaz_history_20

За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

avtovaz_history_21

Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались «итальянцу», мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

avtovaz_history_22

Первые «Жигули» на конвейере, 1970 год.

avtovaz_history_23

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

avtovaz_history_24

Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

avtovaz_history_25

16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».

avtovaz_history_26

1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

avtovaz_history_27

«Вазовцы» идут на работу.

avtovaz_history_28

Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

avtovaz_history_29

Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.

avtovaz_history_30

Завод с высоты птичьего полёта.

avtovaz_history_31

Новые машины ждут своего отправления.

avtovaz_history_32 avtovaz_history_33

Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

avtovaz_history_34

3 июня 1978 собран 4-х миллионный автомобиль.

avtovaz_history_35

Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

avtovaz_history_36

В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

avtovaz_history_37

ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

avtovaz_history_38

Проектировочный отдел.

avtovaz_history_39

Заводские будни.

avtovaz_history_40

Конвейер.

avtovaz_history_41

Цех сборки двигателей.

avtovaz_history_42

Столовые ВАЗа.

avtovaz_history_43 avtovaz_history_44 avtovaz_history_45

Новые машины на площадках завода.

avtovaz_history_46 avtovaz_history_47

Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.

avtovaz_history_48

30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой «копейки» по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.

avtovaz_history_49 avtovaz_history_50 avtovaz_history_51

И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник «Нива» серийно производится с 1977 года!

avtovaz_history_53

Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)

avtovaz_history_54

Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)

avtovaz_history_55

ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)

avtovaz_history_56

ВАЗ-2110, или по народному «десятка». (годы выпуска 1996-2007)

avtovaz_history_57

Первый автомобиль»Лада-Приора» (универсал), сошедший с конвейера 27 мая 2009 года.

avtovaz_history_58

«Лада-Приора» выпускается с 2007 года.

avtovaz_history_59

«Лада-Калина» выпускается с 2004 года.

avtovaz_history_60

Самая новая серийная модель Автоваза- «Лада-Гранта», запущена на конвейер в конце 2011 года.

avtovaz_history_61

Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан АвтоВАЗ — 660 тысяч автомобилей в год.




Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Май 31, 2015 / техника / Теги: , , комментария 2

Добавить комментарий

:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
больше...
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: