ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Городская земля – ограниченный ресурс, поэтому его нужно использовать максимальной эффективно. Если этого не делать, то получается среднестатистический российский город с застроенными полями вокруг старых районов – итогом такой политики становятся транспортные и социальные проблемы. Города банально замыкаются в пробках от личных машин, ведь других вариантов выехать из таких новых районов часто нет.

Чтобы создать условия для жизни и развития города без вреда для общества принято использовать точечную застройку и активизировать пустое пространство внутри сформировавшихся границ. С точечной застройкой у нас практически всегда проблемы – побеждает алчность и некомпетентность, о людях думаю в последнюю очередь. Это не проблема точечной застройки, это именно проблема системы принятия решений. Хотя термин уже успел стать ругательным.

(52 фотографии)

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Материал: Аркадий Гершман

Уплотнение часто неизбежная тенденция, но нужно понимать рамки и искать компромиссы – высотка на месте двора или деревянного дома испортит среду и значительно увеличит нагрузку на инфраструктуру, а жильё средней этажности на месте пустыря или «выбитого зуба» в квартале одной высоты с соседними домами скорее улучшит дружелюбность города.

Между тем, есть ещё один задел для роста города с минимальным вредом для окружающих – промзоны. Огромные корпуса заводов часто разрезают город и становятся зоной отчуждения, а сами производства вредят экологии. Единственным верным решением в таких ситуациях может быть перенос корпусов за территорию города и реновация территории. Сейчас же давайте посмотрим на бывшую территорию ЗИЛа – в 2013 году было принято решение сделать «город в городе», первые кварталы которого уже готовятся к сдаче.

Новые кварталы
Территория застройки выделены белым и красным, сейчас работы ведутся в северной части:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Застройка района будет смешанной, поэтому его называют «город в городе» – здесь в пешей доступности будет жильё, офисы, музеи, спортивные и производственные центры. Концепция разделения районов по функциям на только спальные, административные и производственные устарела – районы должны жить и работать весь день, а не вымирать каждое утро или вечер.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Район не только застраивается по модели исторических центров, когда всё в пешей доступности, но и кварталами. Это не дворы-колодцы, а скорее имитация «квадратов» отдельными домами или общими первыми этажами с последующими башнями. Это позволяет разделять пространство на частное и публичное – в одном месте можно спокойно отправить детей погулять или отпраздновать новый год соседями, а второе используется всеми горожанами – «своё и чужое» разделяется не забором, а самим домом.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Сначала была проработана общая концепция района с рамками дозволенного и границами, а после места были распределены между разными архитектурными бюро. За счёт этого каждый дом получился уникальным, но сами дома формируют единую картину района, а не перетягивают одеяло друг на друга.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

В реальности это выглядит так:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Это не 20-тиэтажки, но человеческий размер застройки нарушен. Получились слишком большие дома, которые нависают над человеком. С других улиц, возможно, восприятие будет иным, но здесь находиться некомфортно.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Кварталы имеют привычную форму квадрата, но сама улица немного поворачивает. Это может показаться мелочью, но для комфортного восприятия пространства перспектива должна чем-то кончаться – так устроено наше зрение, поэтому города с кривыми улицами сложнее для ориентирования, но интереснее для изучения.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Квартальная застройка имеет много плюсов, но они работают с домами средней этажности. Здесь же получаются огромные стенки:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Надеюсь, управляющая компания будет следить за чистотой фасадов – нехорошо получится, если и тут люди начнут ставить блоки кондиционеров и менять остекление по своей прихоти.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Подъезды на уровни тротуара и с выходом во двор:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Первые этажи отданы под коммерцию, для этого во всех домах высота потолка первого этажа выше других:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

С одной стороны ломают, а с другой – строят:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Дом с апартаментами и офисами над парковкой:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Любители жить на парковке рядом со своей ласточкой наверняка оценят, хотя парковать машину и двери подъезда будет сложнее:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Будущая школа:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Сейчас здесь крайне паршиво: везде мусор, пыль и грязь. Такой отвратительной организации работ я давно не встречал. Благо здесь ещё не живут люди, лишь заблудшие урбанисты бегают.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Недели две назад, судя по всему, здесь всё плавало:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Спортивный кластер
Не так давно на ЗИЛе открыли ледовые и водные стадионы – пока это основной завершённый этап района.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Массовые спортивные объекты в районе – головная боль для планировщика. Нужно просчитать пути с расчётом на толпы людей несколько раз в месяц и отвезти их от жилых домов, но при этом не забыть про ежедневное использование территории. Здесь все спортивно-массовые точки притяжения выведены на окраину района, что хорошо, но территория вокруг стадионов – большой пустырь. Это опять же нарушает принцип человеческого размера среды. Надеюсь, что в будущем здесь хотя бы ярмарки будут устраивать для жителей.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Организация движения вокруг при этом страдает:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Ещё здесь умудрились на самом видном месте построить уродливую подстанцию. Неужели у энергетиков нет денег на архитектора и всё нужно либо красить белым, либо отделывать сайдингом?

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

История места
Сохранение преемственности – не только дань уважение предкам и своей истории, но ещё и создание индивидуальности месту. Поэтому по всему миру при застройке портов оставляют краны на набережных, а дома на месте депо опоясаны рельсами – детали, которые формируют среду и уникальность очень важны. На ЗИЛе часть производственных домов сохранят и переделают под современные офисы:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Оставят проходные и, например, здание управления:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Ленина я бы убрал по идеологическим причинам, хотя сейчас он смотрится интересно:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Что-то уже успели переделать в рамках спортивного кластера:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Парк
Потихоньку заканчивают строить парк:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Озеленение в стадии посадки, но деревья уже взрослые:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Парящего моста нет, зато делают эстакаду для пешеходов с торговлей под ней:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Выглядит интересно, нужно будет приехать перед открытием и погулять:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Новые улицы
На ЗИЛе уже есть улицы в честь известных архитекторов: Гинзбурга, Щусева, Мельникова и других.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Эта улица должна соединять северную и южную части ЗИЛа эстакадой через пути МЦК:

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Её открыли совсем недавно, но уже можно составить список ошибок и брака на отдельный альбом. Проблема лишь в том, что практически все ошибки запланированы проектом.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Как это часто бывает, вместо улицы сделали дорогу. У многих градостроителей нет понимания разницы между куском асфальта для машин и местом для жизни людей, поэтому улицы мерят не в комфорте и продуманности, а в кубометрах бетона. Улицу ещё не успели сдать, а её уже нужно закрывать и переделывать.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Дизайн опять получился похож на взлётную полосу – здесь будут гонять на машинах, а это шум, пыль и опасность для жителей. Несмотря на колоссальный опыт Москвы по проектированию улиц в рамках программы «Моя улица», всё было сделано по стандартам 1970-ых годов.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Велоинфраструктура, удобные тротуары, безопасные переходы или хоть какой-нибудь элемент правильной улицы? Дааа, не смешите – машинки должны ехать, а на остальное насрать!

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Каждая новая дорога в России – доказательство, что проектировщики, гаишники, госэкспертиза и составители стандартов живут в параллельной вселенной. Ответьте лишь на один вопрос – как здесь пройдёт мама с коляской?

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Конечно же сюда втиснули подземный переход. Сложно построить современный район для удобной жизни, когда ориентируешься на практику прошлого века – подземные переходы нужны только на загородных трассах и под жд-путями, а не на улицах!

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Лифты, которые скорее всего не будут работать. На это просто нет денег и специалистов, поэтому после двух-трёх месяцев они встают на пожизненный ремонт. Ещё форма павильона будет способствовать превращению лифта в общественный туалет. Но кого волнует удобство людей и эффективность траты бюджета?

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Но это ещё что! На эстакаде просто забыли предусмотреть тротуары – есть лишь технический проход, который заканчивается забором с каждой стороны. Вы ещё удивляетесь, почему наши города неудобные и враждебные для людей? По мнению крепких хозяйственников с многолетним опытом работы, тут всё ок.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Эстакада пока не открыта и здесь спокойно ходят немногочисленные люди. Скоро им придётся делать огромный крюк для перехода путей МЦК.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Резюмируя
ЗИЛ – хороший пример продуманного планирования и отвратительной реализации. Смешанная застройка, кварталы, сохранение деталей промышленного прошлого, разные архитекторы – тут всё сделали правильно и это нонсенс для России. Проблема лишь в том, что в битве опыта и реальности победила реальность – сначала этажность решили чуть нарастить, потом кому-то показался необходимым подземный переход у остановки и школы, затем забыли про пешеходов и так далее. На выходе получаем отдельные неплохие дома и город, который не будет нормально функционировать из-за встроенных ошибок и разногласий со средой.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Ну и вишенка на торте – отрезанность ЗИЛа. С одной стороны его отделяет река, с другой – Третье кольцо. Когда-нибудь тут построят мосты (не забудьте про тротуары!), но пока это правда «город в городе» – он отрезан от остальной Москвы природными и рукотворными реками. Иными словами, принцип компактности и включённости новых районов в существующий город нарушен. Исправление ошибок обойдётся дорого.

ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир в фотографиях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: