В ходе экскурсии по закрытым для обычных посетителей местам Шереметьево у нас была возможность лично увидеть и узнать о функционировании международного аэропорта.
(46 фотографий)
Прогуляемся по скрытым от пассажиров местам и посмотрим, как работает Шереметьево.
В первую очередь мы заглянули в офис “Аэроэкспресса”, на котором приехали в аэропорт, где работают сотрудники обеспечивающие график движения поездов. Нам рассказали о том, что раньше аэроэкспресс ездил от Савеловского вокзала, однако это было неудобно из-за того, что находится не на кольцевой и поезда перенесли на Белорусскую.
В Шереметьево, и в Домодедово ходят разные модификации поездов. Это связано с разницей в габаритах трасс в оба этих аэропорта. Поезда ходящие в Домодедово компактнее Шереметьевских, но зато в конце этого года в Домодедово пойдёт двухэтажный аэроэкспресс.
Поезда на линии очень редко останавливаются, однако, если аэроэкспресс опоздал на 15 минут, то вы можете на стойке информации написать заявление и вам компенсируют билет на проезд. А если аэроэкспресс опоздал на 30 минут, то компенсируют стоимость авиабилета. Например, во время одного из событий, когда поезд опоздал не по своей вине, компания выплатила пассажирам около 600 тыс. рублей.
Если по каким-то причинам останавливается Аэроэкспресс, то в этом случае в Шереметьево всегда наготове автобусы, которые за вами отправят и довезут вас до аэропорта. Функционируют такие автобусы только недалеко до аэропорта, поскольку, в Москву выехать они не могут физически из-за огромного времени, которое может понадобиться для стояния в пробках. Кстати, сотрудники Аэроэкспресса постоянно мониторят загруженность дорог в аэропорт.
Камер наблюдения установлено очень много, поэтому возникает такая проблема: камеры видят всё, но где найти столько людей, чтобы наблюдать картинки со всех камер на мониторах? Это невозможно физически, но выход есть.
Например, камеры оснащены функцией реакции на бегущего человека. Если скорость какого-то человека выше средней скорости толпы, то видеокамера в которую он попал, мгновенно реагирует и выводит своё изображение с этим человеком на центральный монитор, чтобы сотрудник безопасности мог внимательнее рассмотреть, что там происходит и принять нужные меры, например, позвонив в полицию. Данные со всех видеокамер хранятся 1 месяц.
Идем дальше, чтобы выяснить все тонкости попадания багажа в самолет. По пути делаем наблюдения. Курить вредно!
В этом году я два раза проходил через этот коридор, но сейчас к сожалению никуда не лечу.
Красивое небо в Шереметьево.
Какими-то секретными путями попадаем в зону комплектации багажа в южном терминальном комплексе (терминалы D, E, F) – крупнейшем в России и Восточной Европе. Рассказали о новых технологиях пятиуровневой системы досмотра багажа и показали, как в Шереметьеве его комплектуют, а также ищут потерянные вещи пассажиров.
Багаж пассажиры сдают на стойках регистрации, где чемоданы и сумки взвешивают и прикрепляют бирку со штрих-кодом. Информация о пассажире и багаже попадает в информационную систему. На этом этапе пути пассажира и багажа расходятся, чемоданы отправляются на конвейерную ленту, а пассажир отправляется налегке.
Правила перевозки могут варьироваться в зависимости от авиакомпаний, в основном, это касается максимального веса багажа, который можно брать с собой, но есть правила, обязательные для всех. Выдержки из них висят около стойки регистрации. Сдавая багаж, пассажир обязан их соблюдать – нельзя перевозить взрывчатые вещества, огнестрельное оружие и еще много чего.
После спуска вниз багаж попадает в огромный механизм, который быстро и четко распределяет все чемоданы и сумки на нужные рейсы. Правильное название механизма — автоматическая система сортировки багажа (АССБ). Общая протяженность линий системы — около 3 километров.
Весь багаж проходит сканирование на наличие взрывчатых веществ и запрещенных предметов. Досмотр тоже автоматизирован, дополнительно процесс контролируется людьми. На каждом этапе сортировки каждое место багажа проходит мимо специальных сканеров, которые идентифицируют его по штрих-коду.
Если вы думаете, что каждый чемодан аккуратно укладывается в контейнер, то вы ошибаетесь. Не возите ничего ценного и хрупкого в чемоданах. Судя по моим наблюдениям, с ними не очень церемонятся.
По пути багаж проверяют с помощью системы «Янтарь» на наличие опасных для перевозки компонентов. Но система выявляет потенциально опасный багаж не автоматическим образом.
Здесь существуют специальные отделы, где проверяют каждый чемодан движущийся по конвейерной ленте.
У них есть всего 15 секунд, чтобы принять решение: пропустить ваш чемодан на самолёт или устроить ему дополнительную проверку с пристрастием, если там есть что-то подозрительное.
После досмотра багаж путешествует по лентам. Какой-то сразу отправится на ближайший рейс, какой-то отправится в систему хранения. Это нужно, чтобы обслуживать пассажиров, которые проходят регистрацию и сдают багаж не за 2 часа до отправления самолета, а за 6 или даже за 24.
Использование автоматической системы сортировки багажа позволяет увеличить пропускную способность и скорость обработки. Чтобы не осложнять работу системы, настоятельно рекомендуется перед сдачей багажа на регистрации обрывать бирки из других аэропортов.
Если система обнаружит два не совпадающих штрих-кода, багаж отправится на ручную проверку. Гораздо хуже будет, если чемодан отправится не на тот рейс, в авиации бывают и такие случаи. Кстати, помимо большой бирки на чемоданы клеят с разных сторон еще три маленьких с тем же штрих-кодом.
С конвейерной ленты багаж попадает в специальные отсеки, в которых собирается багаж для нужного рейса. Такой отсек называется склиз. У каждого склиза висит монитор, на котором отображается информация о рейсе. От момента сдачи чемодана до его попадания в склиз проходит несколько минут.
Также сортируется неправильно оформленный багаж.
Работы для грузчиков тут горы!
Из склиза багаж перегружается в контейнеры или тележки, которые отвозят к борту самолета. Использование контейнеров ускоряет процесс погрузки и выгрузки, но выбор способа транспортировки остается на усмотрение авиакомпании.
После того, как багаж перегружен на тележки, его цепляют к таким электромобилям и везут к самолетам. Там его грузят в багажный отсек. Весь багаж должен быть загружен на борт за 12 минут до вылета. Для каждого рейса составляется список багажа, в нем указывается, в каком контейнере, какие чемоданы находятся. Данная информация помогает при разгрузке багажа для определения приоритета выдачи и в тех случаях, когда багаж снимают с рейса.
Выяснили все про багаж, отправимся теперь на летное поле, чтобы посмотреть, как взлетают самолеты.
Здесь довольно много самолетов «Аэрофлота», Шереметьево считается домашним аэропортом этой авиакомпании.
Пока мы стояли и охотились на железных птиц, повсюду раздавался крик непонятной птицы. Нам объяснили, что это крик кречета, записанный и воспроизводимый для отпугивания птиц, которые могут попадать в различные части самолета, в том числе и в двигатели.
В Шереметьево работает целый отдел орнитологов, задача которых при помощи разных средств заставить птиц держаться подальше от аэропорта. Причём, в Шереметьево они испытывают разные новые средства борьбы с птицами. Помимо звуков кречета разносящихся над взлётным полем, недавно ещё стали ставить блестящие шары. Говорят, эти шары так же отпугивают птиц.
Рюмка – диспетчерский пункт Шереметьево.
И много много самолетов «аэрофлота».
Следующий наш пункт – музей аэропорта, о существовании которого мало кто знает, здесь хранится много памятных вещей, рассказывающих об истории Шереметьево. Есть также и макет, на котором представлено развитие аэропорта в ближайшие несколько лет.
На макете много интересных деталей для тех, кого интересует эта тематика.
Обнаружил здесь самолет авиакомпании “Кореан эйр”, на котором недавно летал в Тайланд.
Далее наш путь лежит в Центр управления аэропортом – ЦУА, открытый в 2011 году. Здесь рабочее место диспетчеров, которыми контролируется всё, что происходит в Шереметьево. При его создании учитывался опыт ведущих аэропортов мира, таких как цюрихский и лондонский.
Не следует путать ЦУА с диспетчерским центром, координирующим полёты. Здесь обеспечивается бесперебойная работа именно аэропортовской инфраструктуры. В состав ЦУА также включен Ситуационный центр, предназначенный для совместной работы топ-менеджеров аэропорта, руководителей государственных органов и партнёров Шереметьева. Он активизируется при возникновении особо сложных кризисных ситуаций.
В ЦУА работают координаторы основных подразделений аэропорта, а также представители партнерских организаций. Деятельность осуществляется с использованием уникальной производственной базы данных «Синхрон» (разработка аэропорта), систем управления производственными процессами и ресурсами Zeus, Groundstar, Ground Fleet Management, систем видеонаблюдения, безопасности и контроля доступа, современных средств связи, систем сбора, обработки и хранения информации, визуализации и отображения данных, геоинформационной системы и так далее.
Идем дальше, по пути обнаружил схему аэропорта выбитую шрифтом Брайля, круто!