Site icon Мир в фотографиях

Истинная история абсента, и причина запрета в течение 100 лет

Абсент – один из наиболее крепких алкогольных напитков в мире, крепость которого может достигать 89.9%. Оригинальный рецепт абсента запрещен в ряде стран, в первую очередь из-за полыни горькой (туйон), травы, которая может вызвать эмоциональные переживания, связанные с галлюцинациями разной степени тяжести.

В качестве лекарства абсент употребляли еще в древнем Египте. Гиппократ рекомендовал полынную настойку при ревматизме, желтухе, и периодических болях у женщин.

Существует несколько версий появления абсента. Некоторые историки считают, что напиток появился в Швейцарии в 1792 году в городке Куве, расположенном неподалёку от границы с Францией. В этом городе жили сестры Энрио, занимавшиеся изготовлением лекарственных снадобий. Одно из них приготовлялось методом дистилляции полынно-анисовой настойки в небольшом перегонном аппарате и получило название «Bon Extrait d’Absinthe». В состав конечного спиртного напитка входили также ромашка, фенхель, вероника, кориандр, иссоп, корень петрушки, мелисса, шпинат. Этот эликсир сестры продавали через врача Пьера Ординера, бежавшего в Швейцарию во время Великой французской революции. Некоторые историки считают что Пьер Ординер сам разработал рецепт абсента. Лекарь прописывал абсент своим пациентам как лекарство от кашля и общеукрепляющее и тонизирующее средство.

Позже предприниматель Анри Дюбье купил секретный рецепт напитка и наладил его массовое производство при помощи своего друга Анри-Луи Перно в 1798 году. Реализация абсента пошла удачно, из-за чего возникла необходимость в открытии нового завода в Понтарлье в 1805 году, который впоследствии стал основным центром производства напитка, завод назвали «Перно». Поэтому очень часто когда говорят про абсент в первую очередбь вспоминают жэту марку, считаю его «родителем всех абсентов».

Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844–1847 годах. Французским военным выдавали определенное количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошел во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали все чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «le cafard». Среди французских колонистов и эмигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент.

В 1888 году абсент был широко распространен во Франции. Популярность абсента во Франции была равна популярности вина. Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18 до 20 лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина – в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом.

Вернувшиеся с войны солдаты уже не могли отказаться от привычки к абсенту, и скоро он повсеместно вошёл в моду, особенно в Париже.

С этого момента абсент стал чуть ли не мистическим напитком – он возбуждал творческую активность парижской богемы, и снимал напряжение и усталость рабочего класса, и приятно освежал добропорядочных буржуа в жаркие летние дни, и даже разжигал любовный пыл. В результате время от 5 до 7 часов вечера в Париже стали называть «l’heure verte», что в переводе с французского означает «зеленое время». Именно в это время происходил почти священный ритуал, полностью посвященный абсенту.

Со временем абсент «опростился» и уже с 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, производился он на основе винного спирта, но с появлением дешёвых марок – основанных на обычном спирте – стал намного доступнее и вреднее. Большинство таких абсентов не подлегали дистилляции и были особенно горькими.

С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом, если в 1874 году оно составляло 700 000 литров в год, то к 1910 году уже 36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников.

Еще одной причиной употребления абсента рабочим классом являлось желание приблизиться к возвышенному и прекрасному чувству, которое, по слухам, испытывала «богема Парижа». Все известные поэты, писатели, художники того времени были в восторге от «зеленой феи» («la fée ferte»).

В июле 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер, находясь под воздействием большого количества разных алкогольных напитков, выпив рюмку абсента, застрелил всю свою семью – употреблённые фермером в тот же день рюмки мятного ликёра, рюмки коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии (петиция была удовлетворена в начале 1906 года).

В марте 1915 года, при поддержке так называемого «винного лобби», во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента. Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение «всех напитков, содержащих туйон» (в 1980-е этот закон дополнил ещё один, согласно которому военнослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).

В конечном итоге, абсент фактически был изгнан из многих стран мира: Швейцарии, США, Франции, Бельгии, Италии, Болгарии, Германии. Абсент стали называть наркотиком. С 1930-х годов по конец 1980-х абсент существовал на полулегальном положении (преимущественно уничтожались довоенные запасы и контрабандные поставки из Англии), либо в виде заменителей: анисовой водки, листьев полыни, вымоченных в водке и т. п.

Местом возрождения абсента считается Великобритания, точнее Шотландия, там, где он никогда не был запрещён, но и после гонений в других странах совершенно не имел популярности до 1998 года, когда чешская марка Hill’s, основанная в 1920 году, запустила зелье на британский рынок. В немалой степени успеху этого предприятия способствовали знаменитости, в частности Джонни Депп, находясь в Великобритании на съёмках фильма «Сонная лощина», рассказывал как упивался абсентом с Хантером С. Томпсоном на съёмках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Позже эту моду подхватили и за океаном, с абсентом можно было увидеть многих знаменитостей от Эминема до Мэрилина Мэнсона.

Вообще, успех чешской марки трудно объяснить, потому что вкус этого абсента был отвратительным. «Этот абсент пьют, чтоб быстро опьянеть; только мазохист добавляет в него воду, чтобы затянуть его действие». Хороший абсент, напротив, можно пить медленно и долго.

Хиллз ругали все знатоки и через год, при содействии главного французского эксперта по абсенту и создательницы музея абсента – Мари-Клод Делаэ, была выпущена новая марка «La Fee», которую можно было смаковать.

Маркетинговая политика производителя учитывала комическое отношение англичан к «опаснейшему из ядов», ряд акций носил ярко выраженный «несерьёзный» характер, несвойственный раскрутке алкоголя. Это привело к созданию позитивного образа абсента – немного забавного и слегка зловещего – никогда до этого абсент не имел такой «радужной» репутации.

В 2004 году парламент Швейцарии проголосовал за легализацию абсента, запрещённого с 1907 года.

24 июля 2004 года суд Амстердама признал недействующим голландский закон от 1909 года, запрещающий абсент. Сейчас производители абсента обязаны соблюдать ограничения, введённые Европейским союзом, согласно которым количество туйона в абсенте не должно превышать 10 мг/ литр. При этом в некоторых странах Европы производят абсент с содержанием туйона 35 мг/литр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Exit mobile version