Жемчужиной усадебного комплекса в Михайловке является великолепный дом-дворец младшего сына Николая I . Он считается одним из самых поздних дворцовых сооружений, построенных на Петергофской дороге. В создании проекта дворца в разное время принимали участия три знаменитых архитектора: Андрей Штакеншнейдер, Иосиф Шарлемань и Гаральд Боссе. Искусствоведы и архитекторы – современники Гаральда Боссе, охарактеризовали архитектурный стиль дворца как смешение древнегреческого, итальянского и новейшего английского стилей.
В интерьерах отдельного внимания заслуживала роскошная «бальная зала» дворца. Стены этого помещения представляли собой обширную зеркальную поверхность, благодаря чему создавался интересный оптический эффект бесконечности изображения всех танцующих гостей. Памятник истории и культуры федерального значения с 2003 по 2006 год находился в ведении Управления делами Президента Российской Федерации. В июле 2006 года был передан Санкт-Петербургскому государственному университету под кампус Высшей школы менеджмента. Прошло 10 лет.
(45 фотографий)
Фасад дворца со стороны кухонного корпуса
Первоначально работу над созданием дворца младшего сына Николая I доверили Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. К тому времени он уже построил роскошный Мариинский дворец для дочери императора, Марии Николаевны. И вот, императорская семья оказала ему честь создать еще одну резиденцию для представителей своей семьи. Проект дворца Штакеншнейдер представил императору в 1850 году.
Материал: Вадим Разумов
Фасад со стороны террасы
1880-е годы
Однако, и заказчика, и самого архитектора ждало серьезное разочарование: проект был раскритикован заказчиками. Архитектора попросили передоложить другие идеи по облику и устройству дома, но и второе предложение Андрея Ивановича было отвергнуто. Многие современники считали, что замечания венценосного заказчика – это проявление возникшей личной неприязни к нему. Но время показало, что эти домыслы абсолютно лишены какой-либо почвы. Впоследствии Штакеншнейдер создаст несколько крупных дворцов и павильонов по заказу царской семьи.
На строительство главного дома в Михайловке был объявлен очередной конкурс. На этот раз Николая Павловича и Константина Николаевича заинтересовали предложения архитектора Иосифа Шарлеманя. Проект Шарлеманя тяготел к архитектурным формам, характерным для итальянских вилл. Именно такие мотивы легли в основу его проекта будущего главного дома в Михайловке. Кроме того, в его проекте преобладала выраженная асимметричность: Большой и Малый дворец были смещены относительно друг друга. Помимо самого проекта дворца, Шарлемань подготовил генеральный план усадьбы, проекты усадебных построек и некоторых архитектурных элементов парка.
Юго-восточный фасад
Проект Шарлеманя подвергали жесткой критике многие, но на решение заказчика существенно повлияло явное недовольство планом будущего великокняжеского дворца министра Адлерберга. Будучи приближенным к Николаю Первому, Владимир Федорович Адлерберг имел на императора определенное влияние. Трудно сказать, что не устроило видного чиновника в проекте Шарлеманя – архитектурная задумка, или же, сама личность архитектора. Но вскоре Шарлемань тоже был отстранен от работ в Михайловке.
Главный вход во дворец
1926 г. Школа — колония «Красные Зори» в Михайловке. В самом начале 1930-х годов на ее базе был открыт агропедтехникум. Директором школы — колонии и техникума был Ионин Игнатий Вячеславович (в центре). По ложному доносу был репрессирован и погиб в лагерях
Третьим архитектором, предложившим свой проект на суд монаршей семьи, стал Гаральд Боссе. Боссе переработал Проект Шарлеманя. Он сохранил общий вид здания, но существенно изменил его архитектуру. Планировка и отделка фасадов и внутренних помещений дворца были существенно усложнены.
Детали дворца
Искусствоведы и архитекторы – современники Гаральда Боссе, охарактеризовали архитектурный стиль дворца как смешение древнегреческого, итальянского и новейшего английского стилей. А современные специалисты отмечают, что дом-дворец в Михайловке совершенно уникален: его внешний облик по стилю можно охарактеризовать как эклектику, однако, некоторые элементы продуманные Шармеланем….опережают время. Действительно, детали дворца, построенного в середине XIX века напоминают нам классические элементы модерна, ставшие привычными только спустя 50 лет.
Плитка на входе, первый этаж
Внутренняя отделка дворца тоже поражала архитектурным новаторством и роскошью. Главный вход во дворец Михаила Николаевича был украшен скульптурами двух львов, которые традиционно встречали посетителей многих богатых дворцов и усадеб России. В создании остальных элементов отделки внутренних и внешних помещений дворца, Боссе предпочитал искусно смешивать разные стили.
Мраморный зал со стеклянным потолком
Помещение дворца было разделено на несколько функциональных частей: парадную, деловую и семейную. Парадные помещения в Михайловке были расположены вокруг главного помещения дворца – роскошного мраморного зала со стеклянным потолком. Посетители дворца сравнивали мраморный зал с античным атриумом.
Вокруг мраморного зала были расположены другие помещения, предназначенные для увеселений и приема гостей: столовая, гостиная и парадная приемная великого князя. Отдельного внимание заслуживает роскошная «бальная зала» дворца. Стены этого помещения представляли собой обширную зеркальную поверхность, благодаря чему создавался интересный оптический эффект бесконечности изображения всех танцующих гостей.
В восточной части дома находились как парадные, так и приватные – семейные помещения. Эту часть дворца занимали: бильярдная, рабочий кабинет Михаила Николаевича, комната его личного адъютанта, парадная приемная, будуар Ольги Фёдоровны и ее комната для рукоделия, спальня.
1861 г. Интерьер зала в загородной усадьбе в.кн. Михаила Николаевича «Михайловка» в районе Петергофа.
Издательство, мастерская: Шнайдер Т. и сыновья. Материал: посеребренная металлическая пластина, пигментные краски. Техника: дагеротип.
Принят на постоянное хранение в Эрмитаж в 2001 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел). Происходит из собрания вел. кн. Михаила Николаевича
Второй этаж
Лестница, ведущая на второй этаж находится в северо-западной части дворца. Она вела в детские комнаты, которые было решено полностью обособить от парадных помещений дворца. Боссе решил, что лучший способ обеспечить покой и безопасность наследников великокняжеской четы – это выделить под детские комнаты целый этаж.