В 1995 году вышел фильм «Mortal Kombat» . Приключенческий боевик по мотивам одноименного файтинга оказался крайне успешным, несмотря на опасения создателей игры.
Июнь 1993 года. Компания Midway Games, разработчик сенсационной игры Mortal Kombat, тестирует следующую часть. Продюсер Ларри Казанофф, зашедший в офис Midway, играет в Mortal Kombat II полчаса и, потрясенный, говорит тогдашнему руководителю компании Нейлу Д. Никастро, что это не просто игра, это феномен.
Казанофф попросил у Никастро права на экранизацию Mortal Kombat, а в ответ услышал: «Ты поехавший? Это просто аркадная игра!» Последующие три месяца продюсер пытался убедить разработчиков, что они сделали нечто большее.
Скепсис Midway подкрепляли провалы других фильмов, снятых по играм — например, по Mario Bros. Но Казанофф замучил разработчиков и уговорил их дать ему права. При этом в затею продюсера никто не верил, все были уверены, что на этом его карьера и закончится.
Съемки фильма думали доверить кому-нибудь из именитых режиссеров с длинным списком успешных картин. Но выбор Лори Апелиана, помощника продюсера, пал на никому неизвестного Пола Андерсона — на тот момент у будущего создателя «Чужого против Хищника» и киносерии «Обитель зла» за плечами был только один фильм.
Андерсон рассказывает, что он вырос в британском индустриальном городке Ньюкасл-апон-Тайн, где киноиндустрии не было. Режиссеру приходилось ездить в Лондон на встречи. Нередко встречи были назначены на утро и вторую половину дня, и свободное время он проводил в игровых клубах — в частности, за Mortal Kombat. Поэтому Андерсон отнесся с большим энтузиазмом к предложению снять фильм по одной из его любимых игр.
Первая версия сценария для фильма получилась, по мнению разработчиков игры, слишком веселой. Рэйден в нем постоянно шутил, и Эд Бун, один из создателей файтинга, как-то сказал: «Это очень серьезный персонаж, а не клоун». Значительный вклад в переделку сценария внес актер Линден Эшби, сыгравший Джонни Кейджа. После выхода фильма он встретил автора сценария Кевина Дроуни на вечеринке — тот представил Эшби: «Это тот парень, о котором я говорил. Это тот засранец, который испортил мой сценарий».
На создание куклы Горо, четырехрукого принца, служащего императору Шао Кану, потратили миллион долларов. Монстром управляло от 13 до 16 человек — один отвечал за глаза, другой за брови и так далее. При этом он часто ломался и съемочной группе приходилось ждать. На площадке шутили: «Горо не хочет выходить из своего трейлера».
Пол Андерсон вспоминает, что он попытался снять Горо настолько творчески, насколько это было возможно. Внешний вид и синхронность движений губ персонажа доработали с помощью компьютерной графики.
На роль Сони Блейд изначально планировали взять никому не известную Кэмерон Диаз — сомнения создателей «Смертельной битвы» отпали после выхода «Маски» с ее участием. Диаз начала тренироваться для боевых сцен, но прямо перед началом съемок она сломала кисть, и от актрисы пришлось отказаться.
Соню Блейд в итоге сыграла Бриджет Уилсон — она, как и Шу, вспоминает очень долгий процесс кастинга с семью прослушиваниями. Пока создатели «Смертельной битвы» думали, Уилсон успела сняться в фильме «Билли Мэдисон».
Актриса сама исполняла все трюки и участвовала во всех боевых сценах своего персонажа. У нее не было достаточно времени для тренировок, но создатели фильма перенесли съемки драки Сони Блейд с Кано на конец, чтобы Уилсон успела подготовиться.
Съемки «Смертельной битвы» частично проходили в аэропорту Санта-Моники (США). Линден Эшби (Джонни Кейдж) вспоминает, что у съемочной группы был ушлый медик, которому стоило устроиться охранником, а не врачом — так он следил за порядком.
Недалеко от съемочной площадки находился ангар Тома Круза. Тот подошел и спросил, что они снимают и можно ли посмотреть. Врач не пустил актера: «Ты не участвуешь в этом фильме. Мне плевать, кто ты такой, проваливай!»
Когда первую версию «Смертельной битвы» показали тестовой аудитории, те как один сказали: «Нам все нравится, но в фильме маловато драк». Поэтому Казанофф и Андерсон вернулись к съемкам, потратили куда больше денег, чем хотелось, но сняли дополнительные боевые сцены: драку Лю Кана с Рептилией и бой Джонни Кейджа со Скорпионом.
Создатели фильма хотели позвать на роль бога Рейдена Шона Коннери. Но в тот момент Коннери не хотел сниматься — только играть в гольф. Поэтому Пол Андерсон и Ларри Казанофф предложили роль Кристоферу Ламберту, на тот момент уже состоявшемуся актеру.
Ламберт перед тем, как согласиться, посмотрел первый фильм Андерсона и был впечатлен. К тому же, это был единственный боевик, для съемок в котором актеру не нужно было тренироваться — потому что Рэйден бог.
На роль Лю Кана — главного героя Mortal Kombat — решили взять Робина Шу, актера, занимавшегося восточными единоборствами. Шу вспоминает, что это был самый изнурительный кастинг. Его прослушивали семь раз — от продюсеров и режиссера до кинокомпании New Line, выпускавшей картину.
По словам актера, сняться в фильме ему посоветовал друг-агент: «Они отбирают людей для фильма „Смертельная битва“». Шу рассмеялся — ему показалось, что «Смертельная битва» очень глупое название. В идею экранизации видеоигры он тоже не верил. Но друг настоял.
Андерсон вспоминает, что Робин Шу измерял каждую боевую сцену по трехбалльной шкале — по числу сломанных им ребер. Драка с Рептилией получила три балла.
Сам Шу вспоминает, что два ребра он сломал, когда Рептилия бросил его в столб на десятом дубле. Актер не стал никому говорить, чтобы не прерывать съемочный процесс, но попросил своего оппонента не бить по правой стороне туловища.
Линден сначала не хотел сниматься в боевой сцене и требовал дублера, но в итоге его убедили. В ходе драки со Скорпионом, вспоминает актер, тот пробил его защиту и попал по почке — какое-то время Линден мочился кровью.
По словам Андерсона, когда Линден жаловался ему на боль, он отвечал: «Сколько ребер ты сломал? Шу сломал три!»
Про успех фильма
Пол Андерсон очень боялся дня премьеры, поэтому решил сбежать со своей девушкой подальше от Лос-Анджелеса — на Гавайи. Там он открыл прессу и увидел, что фильм лидирует в прокате. Режиссеру срочно захотелось в Лос-Анджелес, но поездка на Гавайи уже была оплачена, так что он остался. «Смертельная битва» лидировала в прокате три недели.
После выхода фильма Андерсону предложили снять вторую часть «Смертельной битвы», но он отказался: режиссеру хотелось попробовать что-нибудь новое. Поэтому он снял «Сквозь горизонт», но впоследствии оглянулся и задумался: «Возможно, мне стоило снять продолжение «Смертельной битвы».