Знаковая революция свершилась грандиозно, эксперимент с уменьшением размеров дорожных знаков признан успешным, поэтому теперь они будут применяться не только в Москве, но и по всей стране.
Материал: Александр Шумский
Росстандарт утвердил (скачать приказ) разработанный Проектным техническим комитетом 703 «Удобная дорога» предварительный национальный стандарт 247-2017 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения» (скачать стандарт), а это открывает широкие возможности применения новых удобных для людей знаков. Расскажу подробно обо всем.
Во-первых, теперь официально появились два новых типоразмеров знаков. Практика показывает, что из-за большого размера знаки часто закрывают друг друга и ограничивают видимость зданий.
В целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости рекомендуется применять типоразмеры дорожных знаков:
— «500» — на нескоростной улично-дорожной сети;
— «400» — в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.
На фото — угол двух улиц, на одном знаки стандартные, на другом — уменьшенные.
При этом знаки парковки «Парковка для инвалидов» и «Платная парковка» могут быть совмещены на одном полотне, это экономит пространство и бюджет. Что еще революционнее — у знака платной парковки допускается изображение в виде рубля (привет Лебедеву).
Стандарт получился удобным для большинства людей и специалистов, занимающихся организацией дорожного движения, т.к. текст сопровождается наглядными иллюстрациями. И самое главное, что практически все знаки интуитивно понятны, а, значит, специально заучивать их не надо, достаточно просто взглянуть.
Давайте внимательно изучим нововведения. Появился знак направления размещения парковки (3), чтобы издалека можно было понять, в какой стороне парковаться можно. А где парковаться не стоит, нам подскажет знак запрета стоянки (или остановки) тоже с направлением (5). Новый знак внеуличная парковка (4) уже применяется на наших дорогах, но, в основном, частными подземными паркингами, а теперь его смогут использовать все.
Еще одно нововведение — возможность указания количества парковочных мест. Причем как в текстовом, так и в графическом вариантах.
Знак запрета въезда на перекресток в случае затора (1). (иначе штраф 1000 рублей).
Знак диагонального пешеходного перехода (1) подскажет водителям, что люди на перекрестке могут неожиданно пойти по диагонали. Дополнительная информационная табличка нужна для пешеходов (2), чтобы разъяснить суть такого маневра.
Появился новый вариант знака начала полосы (1). Он информируют водителей о появлении дополнительной полосы движения с явным отображением ее предназначения. Раньше просто вешали знак новой полосы, а когда водитель понимал, что она только для поворота налево или разворота — вынужден был обратно перестраиваться на приличной скорости. Это создавало неприятные ситуации.
При этом стрелы на знаках возможно применять в любом понятном для водителя варианте.
Особенно интересны варианты исполнения уже существующих знаков окончания полосы. Новый знак своим графическим изображением подсказывает, какая из полос главная и кто должен уступить дорогу. Вроде это все и так знают, но на скорости 100 км/ч такая подсказка будет полезной.
Одно из самых непростых новшеств, которое вызывало бурную дискуссию. Знаки направления движения на следующем перекрестке, фактически информируют водителей о необходимости заблаговременного перестроения. Особенно такие знаки могут быть актуальны там, где на следующем перекрестке вообще не представляется возможным повесить растяжку.
Знак перестроения на параллельную проезжую (1) часть информирует водителей о приоритетах движения и может быть использовать в дополнение к основным знакам приоритета 2.1 и 2.4.
Варианты исполнения. Знаки визуально выделяют приоритет для водителей.
Для повышения эффективности работы трамваев допускается установка знаков выделенная трамвайная полоса (1) над трамвайными путями с одновременным обособлением путей разметкой 1.1 или 1.2. Можно подумать, раньше нельзя было вешать над путями? Да, фактически было нельзя.
Также появились знаки направлений движения для общественного транспорта. Они, конечно, нужны не водителям автобусов (те и так маршруты знают), а прежде всего водителям машин, которые смогут понять, куда поедет автобус.
В продолжении темы общественного транспорта: по предложению Дептранса появился совмещенный знак остановки и указателя маршрутов, чтобы не разводить множество табличек.
Также возможны к использованию различные варианты знаков направления движения по полосе. Допускается свободное расположение стрел в зависимости от траектории и количества направлений движения из полосы (1 и 2). На стрелах могут дополнительно размещаться другие знаки.
Варианты направлений движения по полосе. ЦОДД настоял включить различные варианты, т.к. ГИБДД запрещает вешать подобные знаки, поскольку их нет в ГОСТе.
Дальше — больше!
Движение в обратном направлении. Применяется на участках дорог, где движение в иных направлениях, кроме обратного, запрещено.
Желтые рамки для дорожных знаков. Во-первых, четко установлено требование использования габаритов этих рамок. Сейчас же рамки чуть ли не больше самих знаков. Во-вторых, установка дополнительных рамок предусматривается только для знаков нерегулируемых пешеходных переходах и на переходах, расположенных в местах без искусственного освещения либо ограниченной видимости. На других знаках рамки использовать необходимости нет.
Уступи всем, и можно направо.
Велопешеходная зона и Конец велопешеходной зоны.Это кажется странным, но у нас до сих пор не было подобных знаков.
Туристические автобусы. Распространяет действие знака на экскурсионные автобусы, предназначенные для перевозки туристов.
Таблички для указания периода действия знаков парковки
Таблички максимальной ширины парковочного места. Если машина не влезает — стоит поискать парковку побольше.
Глухие пешеходы. Табличку применяют совместно со знаком «Пешеходный переход» в местах, где вероятно появление людей с нарушениями слуха (медучреждения).
Шрифты. Стандарт не только информативный, но и элегантный, поэтому в нем официально закреплен для использования Шрифт Директ-Транс, разработанный студией А.Лебедева. Надписи на всех дорожных знаках и информационных щитах (буквы, цифры, знаки препинания и диакритические знаки) рекомендуется выполнять именно в нем.