Как ребёнок осваивает речь и со временем становится взрослым оратором, так и фотограф учится всю жизнь, чтобы стать проводником, который будет визуальным языком доносить до людей своё творчество. Задавшись вопросом, в чём же секрет хорошей фотографии, я проштудировал много литературы на тему психологии и искусства, поучаствовал как фотограф в международных конкурсах, проанализировал много снимков победителей, получил несколько наград сам (включая два золота) и вывел вот такую «секретную» формулу.
Автор статьи — профессиональный фотограф Ренат Мансуров — специализируется на портретной и макрофотографии, лауреат международных фотоконкурсов, член Евразийского художественного союза, участник многих международных фотовыставок и салонов.
Формула на самом деле не секретная, и вывести её может каждый, кто умеет читать, наблюдать и анализировать, но я это сделал за вас. Когда определённые вершины уже покорены, любой творческий человек задумывается о дальнейшем росте, о том, как донести свои идеи более понятным языком, доступным большинству. Здесь я не буду касаться технических вопросов, а попробую раскрыть основы психологии восприятия для фотографов.
Постараюсь вести монолог максимально понятно. Я расскажу, что такое внимание и как им можно манипулировать, поговорим об ощущениях, о том, как их вызвать, затронем темы восприятия окружения, эмоций и действий. Поговорим о том, как человек думает, почему переживает и как выражает свои чувства.
Психология — наука, которая изучает закономерности человеческого сознания и деятельности.
Человек всегда зависел от окружающего мира. И одновременно на него действуют его внутренний мир, духовность, рефлексы и набор гормональных реакций, которые формируют комплекс поведенческих шаблонов, созданных его жизненным опытом и влиянием обстановки. Наше сознание с рождения начинает наполнятся памятью о познании мира, о формах, чувствах, боли и радости.
Память о жизненном опыте формируется в нечто, что можно назвать личностью.
С возрастом мы многое понимаем. Расширяя свой кругозор, открываем новые возможности в творчестве и восприятии искусства. Что-то из сложного становится предельно ясным, а что-то ранее простое с возрастом видится не таким уж однозначным. Мы взрослеем, и наша личность становится более цельной, и с расширением кругозора у человека в сознании возникает целая палитра оттенков восприятия, а вместо понятных и простых вещей, чёрного и белого, начинает появляться огромный набор мироощущений.
На данном этапе мы можем говорить о том, что зритель, смотря на вашу фотографию, может просто пройти мимо. Однако та же фотография для другого человека может стать открытием и взволновать до глубины души. Всё будет зависеть от личности и опыта смотрящего на вашу работ
Современный мир перенасыщен информацией. Фотографии, которые 25 лет назад были завораживающими, сегодня уже могут не вызывать никаких чувств. Давайте разбираться, как достучатся до сознания зрителя.
Личность — вот что отличает и делает нас похожими друг на друга.
Индивидуальность сознания, характер, способности и темперамент у всех строго индивидуальны. Но каждая личность так или иначе связана с обществом, в котором она выросла. Есть темы, доступные каждому, и визуальный почерк, который разберёт и школьник. Есть и более тонкие материи, понять которые может человек лишь с близкими с автором взглядами и схожим жизненным опытом. Из этого вытекает простой совет:
Думайте, для кого вы делаете фотографию. Если человек хочет от вас чего-то «миленького», не надо творить чёрно-белый концептуальный арт-проект. Если вы хотите достучаться до определённых групп людей, научитесь говорить с ними на их языке.
Если окружение не понимает ваш визуальный язык, то старайтесь донести свой посыл проще. Ну или направляйте творчество на то, чтобы мировоззрение вашего окружения менялось, и вы смогли доносить до них мысли своим визуальным языком. Как ни печально признавать, но часто люди идут простым путём и меняют окружение на то, которое его понимает.
«Будьте проще, и к вам потянутся!» — это народное изречение как нельзя лучше описывает посыл понятного искусства.
Делая фотографию со скрытыми смыслами, загадывая загадки и создавая отсылки на редкие и непопулярные вещи, будьте готовы к тому, что понять вашу фотографию сможет лишь узкий круг лиц.
Для тех, кто не захочет разбираться, ваша фотография останется непонятой, а значит — бессмысленной, что будет вести к неприятию и отторжению.
Будьте на грани, если хотите быть замеченным!
Показывайте те яркие явления, которые происходят в обществе именно сейчас. Фотоработы на грани времени, о текущих событиях несомненно привлекут внимание зрителя.
Попробуйте посмотреть на происходящее вокруг с разных сторон. Личная точка зрения в вашей работе может помочь донести новые открытия до зрителя. Вы можете показать всё со стороны беспристрастного наблюдателя, и ваш взгляд рассудит время. Или вы можете чётко дать понять именно вашу точку зрения, вызывая споры и конфликты, но именно при таких спорах и диалогах лидеров мнений рождается истина.
Практикуйтесь! Чем чаще вы упражняетесь, тем совершеннее становится ваша техника.
Изучайте композиционные правила, технику фотографии, стили, жанры, психологию. Расширяйте кругозор и ваши умения. Со временем это всё сформируется в отдельные навыки, когда вы уже не будете думать, какие настройки вам выбрать, как выстроить композицию и свет. У вас выработается навык видеть картину целиком ещё до момента нажатия на кнопку затвора. Снимайте каждый день и возводите ваше творчество в привычку. Это отличный способ превратить просто умения в отточенные навыки, что позволит вам на определённом уровне филигранно владеть и визуальным языком.
Направленность зрителя на какой-то определённый предмет или область на снимке при отвлечении от всего остального и есть внимание. И ваша задача — этим вниманием завладеть!
Привлекайте зрителя, чтобы он не догадался, как вы это делаете. Завлечь, потом заинтересовать и следом заставить задуматься — вот ваша задача как фотографа. Изучайте, как работают элементы композиции. Развивайте в себе чувство гармонии, снимайте, экспериментируйте, анализируйте… И со временем вам станет доступен мир, в котором вы не просто фотограф, а рассказчик истории со всеми её нюансами.
Снимая фотографию ещё до того, как вы решитесь нажать на кнопку спуска затвора, рассуждайте и думайте, как на вашем снимке будут работать зоны внимания, что будет основным, на что взгляд перекинется потом. Решайте сами, чему в кадре вы отведёте больше пространства, кому отдадите «правильное» место и свет. Анализируйте и помните: чем ярче будет ваш главный объект внимания, тем быстрее он считается зрителем. Задайтесь вопросом: заинтересует ли ваш главный объект наблюдателя? Будет ли интересно зрителю рассматривать ваше произведение и дальше? Поймёт ли наблюдатель, что происходит на снимке? Задумается ли он над тем, что вы ему предложили в качестве размышления?
Сначала мы учимся снимать красиво. Потом понимаем, что надо было учиться снимать не красоту, а содержание.
Фотограф, как и художник, использует сложившиеся композиционные приёмы, которые позволяют вести взгляд зрителя по снимку, как по предсказуемой траектории. При этом основной композиционный зрительный центр должен убедительно раскрыть главный посыл фотографии. Остальные же объекты на снимке должны способствовать раскрытию общей картины или дополнять основной сюжет деталями, которые позволят взгляду оставаться на фотографии как можно дольше, вызывая у зрителя чувства и желание осмыслить увиденное. Это могут быть догадки или собственный жизненный опыт, который вдруг всплыл из памяти, может быть другой взгляд на вещи, который раскрывает что-то ранее скрытое от вас.
История — это взаимодействие двух и более объектов съёмки, которые связаны между собой этой историей или конфликтуют внутри неё.
Старайтесь не ограничиваться центральным объектом. Продумайте, как окружение или объекты вокруг могут способствовать раскрытию темы. Многогранность вашей фотографии будет намного глубже отражать суть происходящего. Но при этом раздражители или смысловые центры должны быть ясны и понятны, не соперничать друг с другом. У зрителя не должно быть сомнений в том, что главное на вашем снимке, а что лишь эмоционально контрастирует и придаёт красок.
Насколько сильно вы можете воздействовать на человека? Как затронуть фибры души? Насколько сильно вы можете раскачать себя и зрителя, вызывая ощущения и чувства? Стремитесь к своему максимуму. Новые открытия, переживания и яркие эмоции — вот к чему должен стремится фотохудожник!
Если говорить о происходящей на фотографии истории, не старайтесь, чтобы смысл вашего посыла был максимален, дайте вашей истории воздуха и контекста. Смысловой центр должен быть максимально понятен, эмоционально чёрным или белым, важна яркая заявка на тему. А вот окружение дополняет вашу работу эмоционально, либо, наоборот, скрывает контрасты, которые не сразу попадутся на глаза, но которые заставят зрителя думать, мыслить и переживать.
Изучение тональных и цветовых контрастов даст вам очень сильный инструмент для привлечения внимания и создания правильного настроения.
Воплощение определённого колорита для фотографии подчеркнёт её настроение, а цвета могут дать человеку сигнал на успокоение или, наоборот, взбудоражить его нервную систему.
Всегда думайте, какой цвет на вашей фотографии будет основным, какой дополнительным, а какие цвета дадут вашему снимку настроение. Развивайте чувство цвета, и в вашем арсенале будет очень сильный инструмент для управлением вниманием и настроением зрителя. Правильной обработкой фотографии вы можете подчеркнуть на снимке общее настроение, которое не будет конфликтовать с содержанием снимка.
Дайте зрителю пищу для ума — заставьте его задуматься, удивите неожиданным решением или необычным ракурсом.
Мышление человека устроено определённым образом. Если вы дадите ему что-то ранее неведомое, зритель будет осмысливать увиденное и размышлять о новом раздражителе.
Со временем, если человек увидит повторы и копии похожих изображений, с каждым разом этот раздражитель будет давать всё более слабый сигнал мозгу. И в определённый момент то, что человек уже познал, не будет его интересовать.
Ищите неизведанное, создавайте волшебные истории и новые миры.
Психология победы в конкурсе
Как выиграть в фотоконкурсах? Удивите того, кто видел многое! Конечно, это не так просто, но вполне достижимо. Для начала нужно почувствовать себя судьёй. Нужно выступить в качестве критика и, рассматривая тысячи фотографий на одну тему, попытаться отобрать лишь лучшие из них. Стоит проанализировать, что в них зацепило… Это очень ценный опыт для того, кто хочет распознавать однородность подачи и неотвратимые штампы в фотографии.
А как известно, штампы в любом виде искусства без внесения в них чего-то нового не заставляют задумываться о содержании. Они лишь вызывают воспоминания и чувство вторичности.
Единый цельный образ — творческая задача каждого фотографа.
В вашей работе всё должно быть гармонично, чтобы не было желания что-то убрать, а что-то добавить. Наполнение фотографии должно быть максимально понятным, без лишних деталей. Все знания и умения, сконцентрированные в одной работе. Ищите нужный ракурс, ждите момент, старайтесь максимально усилить воздействие на зрителя, это обдуманная фотография, которая будет заставлять людей видеть в ней то, что заложил в неё автор.
Визуальный язык, на котором вы общаетесь с миром, должен быть понятен без слов.
Как ребёнок, начинает с букв и слогов, со временем собирая всё в предложения, фотохудожник растёт всю свою жизнь, общаясь с миром с помощью языка фотоискусства. Практикуйтесь, и у вас выработается собственный почерк, вы сможете показать сложное простыми, выверенными средствами.
Будьте внимательны и развивайте навыки, чтобы нужный кадр для вас стал быстрой съёмкой на грани подсознания, а не сложной расшифровкой вашего визуального послания.