Усадьба «Михайловская дача» (Михайловка)

Жемчужиной усадебного комплекса в Михайловке является великолепный дом-дворец младшего сына Николая I . Он считается одним из самых поздних дворцовых сооружений, построенных на Петергофской дороге. В создании проекта дворца в разное время принимали участия три знаменитых архитектора: Андрей Штакеншнейдер, Иосиф Шарлемань и Гаральд Боссе. Искусствоведы и архитекторы – современники Гаральда Боссе, охарактеризовали архитектурный стиль дворца как смешение древнегреческого, итальянского и новейшего английского стилей.

В интерьерах отдельного внимания заслуживала роскошная «бальная зала» дворца. Стены этого помещения представляли собой обширную зеркальную поверхность, благодаря чему создавался интересный оптический эффект бесконечности изображения всех танцующих гостей. Памятник истории и культуры федерального значения с 2003 по 2006 год находился в ведении Управления делами Президента Российской Федерации. В июле 2006 года был передан Санкт-Петербургскому государственному университету под кампус Высшей школы менеджмента. Прошло 10 лет.

(45 фотографий)

346125622459_01

Фасад дворца со стороны кухонного корпуса.

Фасад дворца со стороны кухонного корпуса

Первоначально работу над созданием дворца младшего сына Николая I доверили Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. К тому времени он уже построил роскошный Мариинский дворец для дочери императора, Марии Николаевны. И вот, императорская семья оказала ему честь создать еще одну резиденцию для представителей своей семьи. Проект дворца Штакеншнейдер представил императору в 1850 году.

Материал: Вадим Разумов

Фасад со стороны террасы

Фасад со стороны террасы

1880-е годы

1880-е годы

Однако, и заказчика, и самого архитектора ждало серьезное разочарование: проект был раскритикован заказчиками. Архитектора попросили передоложить другие идеи по облику и устройству дома, но и второе предложение Андрея Ивановича было отвергнуто.  Многие современники считали, что замечания венценосного заказчика – это проявление возникшей личной неприязни к нему. Но время показало, что эти домыслы абсолютно лишены какой-либо почвы. Впоследствии Штакеншнейдер создаст несколько крупных дворцов и павильонов по заказу царской семьи.

346125622459_05

На строительство главного дома в Михайловке был объявлен очередной конкурс. На этот раз Николая Павловича и Константина Николаевича заинтересовали предложения архитектора Иосифа Шарлеманя. Проект Шарлеманя тяготел к архитектурным формам, характерным для итальянских вилл. Именно такие мотивы легли в основу его проекта будущего главного дома в Михайловке. Кроме того, в его проекте преобладала выраженная асимметричность: Большой и Малый дворец были смещены относительно друг друга. Помимо самого проекта дворца, Шарлемань подготовил генеральный план усадьбы, проекты усадебных построек и некоторых архитектурных элементов парка.

346125622459_06

Юго-восточный фасад

Юго-восточный фасад

Проект Шарлеманя подвергали жесткой критике многие, но на решение заказчика существенно повлияло явное недовольство планом будущего великокняжеского дворца министра Адлерберга. Будучи приближенным к Николаю Первому, Владимир Федорович Адлерберг имел на императора определенное влияние. Трудно сказать, что не устроило видного чиновника в проекте Шарлеманя – архитектурная задумка, или же, сама личность архитектора. Но вскоре Шарлемань тоже был отстранен от работ в Михайловке.

Главный вход во дворец

Главный вход во дворец

1926 г. Школа - колония "Красные Зори" в Михайловке. В самом начале 1930-х годов на ее базе был открыт агропедтехникум. Директором школы - колонии и техникума был Ионин Игнатий Вячеславович (в центре). По ложному доносу был репрессирован и погиб в лагерях

1926 г. Школа — колония «Красные Зори» в Михайловке. В самом начале 1930-х годов на ее базе был открыт агропедтехникум. Директором школы — колонии и техникума был Ионин Игнатий Вячеславович (в центре). По ложному доносу был репрессирован и погиб в лагерях

Третьим архитектором, предложившим свой проект на суд монаршей семьи, стал Гаральд Боссе. Боссе переработал Проект Шарлеманя. Он сохранил общий вид здания, но существенно изменил его архитектуру. Планировка и отделка фасадов и внутренних помещений дворца были существенно усложнены.

Детали дворца

Детали дворца

Искусствоведы и архитекторы – современники Гаральда Боссе, охарактеризовали архитектурный стиль дворца как смешение древнегреческого, итальянского и новейшего английского стилей. А современные специалисты отмечают, что дом-дворец в Михайловке совершенно уникален: его внешний облик по стилю можно охарактеризовать как эклектику, однако, некоторые элементы продуманные Шармеланем….опережают время. Действительно, детали дворца, построенного в середине XIX века напоминают нам классические элементы модерна, ставшие привычными только спустя 50 лет.

346125622459_11

Плитка на входе, первый этаж

Плитка на входе, первый этаж

Внутренняя отделка дворца тоже поражала архитектурным новаторством и роскошью. Главный вход во дворец Михаила Николаевича был украшен скульптурами двух львов, которые традиционно встречали посетителей многих богатых дворцов и усадеб России. В создании остальных элементов отделки внутренних и внешних помещений дворца, Боссе предпочитал искусно смешивать разные стили.

Мраморный зал со стеклянным потолком

Мраморный зал со стеклянным потолком

Помещение дворца было разделено на несколько функциональных частей: парадную, деловую и семейную. Парадные помещения в Михайловке были расположены вокруг главного помещения дворца – роскошного мраморного зала со стеклянным потолком. Посетители дворца сравнивали мраморный зал с античным атриумом.

346125622459_14

Вокруг мраморного зала были расположены другие помещения, предназначенные для увеселений и приема гостей: столовая, гостиная и парадная приемная великого князя. Отдельного внимание заслуживает роскошная «бальная зала» дворца. Стены этого помещения представляли собой обширную зеркальную поверхность, благодаря чему создавался интересный оптический эффект бесконечности изображения всех танцующих гостей.

346125622459_15

346125622459_16

В восточной части дома находились как парадные, так и приватные – семейные помещения. Эту часть дворца занимали: бильярдная, рабочий кабинет Михаила Николаевича, комната его личного адъютанта, парадная приемная, будуар Ольги Фёдоровны и ее комната для рукоделия, спальня.

346125622459_17

346125622459_18

346125622459_19

346125622459_20

346125622459_21

346125622459_22

346125622459_23

1861 г. Интерьер зала в загородной усадьбе в.кн. Михаила Николаевича "Михайловка" в районе Петергофа.

1861 г. Интерьер зала в загородной усадьбе в.кн. Михаила Николаевича «Михайловка» в районе Петергофа.

Издательство, мастерская: Шнайдер Т. и сыновья. Материал: посеребренная металлическая пластина, пигментные краски. Техника: дагеротип.
Принят на постоянное хранение в Эрмитаж в 2001 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел). Происходит из собрания вел. кн. Михаила Николаевича

346125622459_25

346125622459_26

346125622459_27

346125622459_28

346125622459_29

346125622459_30

346125622459_31

346125622459_32

Второй этаж

Второй этаж

Лестница, ведущая на второй этаж находится в северо-западной части дворца. Она вела в детские комнаты, которые было решено полностью обособить от парадных помещений дворца. Боссе решил, что лучший способ обеспечить покой и безопасность наследников великокняжеской четы – это выделить под детские комнаты целый этаж.

Лестница на второй этаж

Лестница на второй этаж

346125622459_35

Львы

Львы

346125622459_37

346125622459_38

346125622459_39

Балкон на втором этаже

Балкон на втором этаже

1880-е годы

1880-е годы

Вид на балкон с улицы

Вид на балкон с улицы

346125622459_43

346125622459_44

346125622459_45

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Июл 28, 2016 / заброшенные места / Теги: , , , , , , , / Комментарии: 0

Добавить комментарий

:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
больше...
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: