Некоторые исторические факты о покорении космоса

Юлия Пересильд и Клим Шипенко прошли свой звездный путь на орбиту короткой дорогой: 130 часов занятий по кораблю и станции, 87 часов — устройство МКС, 70 часов медико-биологической подготовки, 43 часа изучения корабля «Союз», 36 часов офп, 20 часов отработки действий при посадке и 10 часов занятий по невесомости. Но этот ускоренный курс был бы невозможен, если бы не более чем 60-летний опыт страны по подготовке людей ко встрече с космосом. Вам бы в небо? Тогда поехали!

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Орбитальная станция «Салют-7» с космическим кораблем «Союз Т-14» во время полета

На эмблеме экипажа Шипенко-Шкаплеров-Пересильд изображена ракета с космическим кораблем «Союз МС-19» и кинопленка с названием фильма «Вызов».

Казалось бы, и задачи в этой команде должны быть распределены примерно так же: Антон Шкаплеров отвечает за полет, Клим Шипенко и Юлия Пересильд — за съемку. Но космонавт не мог просто «свозить» кинематографистов на станцию. Им пришлось учиться пилотированию.

Скафандр «Орлан-МКС» — по своей сути тоже маленький космический корабль.

Осваивают управление им на тренажере «Выход-2», имитирующем работу в невесомости и дающем возможность отработать процесс шлюзования.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Тренажер «Выход», предназначенный для подготовки космонавтов к внекорабельной деятельности в скафандре «Орлан»

Экипажи космонавтов во все времена много тренировались на Земле в макетах космических модулей. На сей раз эта подготовка включала и отработку будущих съемок.

Несмотря на то, что МКС не привыкать быть съемочной площадкой (космонавты ежедневно фиксируют на видео свою жизнь и научные опыты), съемки художественного фильма на орбите стали вызовом для всех.

Пока Олег Новицкий и Петр Дубров наводили порядок на самой станции (МКС изнутри похожа на склад, и места там немного), Шипенко, Шкаплеров и Пересильд репетировали с камерой на Земле и в летающей лаборатории ИЛ-76 МДК. Клим взял на себя работу оператора и осветителя, а Юля — гримера.

Пришлось в буквальном смысле хорошенько взвесить каждую мелочь: обычно багаж космонавта — 1 кг вещей объемом до 1 дециметра.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Экипаж космического корабля «Союз-Т7» во время тренировки в условиях кратковременной невесомости на самолете-лаборатории ИЛ-76 МДК

На Земле есть две возможности ощутить себя в невесомости: гидролаборатория — огромный бассейн (глубина — 12 метров), где люди в скафандрах работают с макетами сегментов МКС, и летающая лаборатория ИЛ-76 МДК.

Это самолет, который совершает полеты по так называемой параболе Кеплера: с высоты 6000 метров он под углом 45 градусов поднимается до отметки в 9000, где пилот убирает тягу, и борт начинает снижение по инерции (фактически падает) до тех же 6 км. В это время в салоне длиной 14 метров и высотой 3,5 метра на 22–28 секунд воцаряется невесомость.

За один полет совершают 10–15 таких «горок», которые в целях безопасности проходят над Плещеевым озером. Эти тренировки были не только у основного и дублирующего киноэкипажей, но и у актеров, персонажи которых по сценарию проходили отбор к полету на МКС, в том числе у Милоша Биковича. Так что оба героя обложки этого номера Men Today не понаслышке знают, что такое невесомость.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Международный экипаж космического корабля оз-39″ в макете орбитальной космической станции «Салют», аж космического корабля «Союз Т-8» на занятии в гидролаборатории

В летающей лаборатории состоялись три съемочные смены. Тренировки в космическом корабле «Союз» были обязательными для киноэкипажа.

Устройство «Союза» таково, что в полете профессиональный космонавт Антон Шкаплеров при всем желании не мог взять решение всех задач на себя. Пристегнутый к своему креслу, он просто не дотянулся бы до части приборов.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Экипаж космического корабля «Союз Т-8» на занятии в гидролаборатории

Так, возле Юлии находился клапан подачи кислорода в спускаемый аппарат, а рядом с Климом — клапан подачи кислорода в скафандр при разгерметизации или пожаре, а также заслонки воздушной вентиляции.

Начали тренировки с моделирования старта и посадки, ну а следующим шагом стала отработка нештатных ситуаций. В полете может случиться что угодно, важно, чтобы каждый в экипаже знал, как себя вести.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Члены международного экипажа космического корабля «Союз-37» во время тренировки

На Земле значительная часть подготовки будущих космонавтов проходит в воде: они не только тренируются в бассейне в скафандрах, но также плавают и прыгают с вышек. По иронии судьбы, на самой станции воды им очень не хватает.

Мыться в привычном смысле на МКС невозможно — жители космического дома просто обтираются влажными полотенцами. Для мытья головы приходится сначала втирать в волосы воду, потом — шампунь, а после снова прибегать к помощи все тех же полотенец.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Командир космического корабля «Союз-37», летчик-космонавт СССР Виктор Горбатко на тренировке по подготовке к выходу в открытый космос в бассейне гидроневесомости в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина

Кстати, на станции «Мир» была специальная душевая камера, но она требовала настолько сложного обслуживания, что от нее было решено отказаться. Пока неизвестно, будет ли придумано что-то новое для водных процедур на будущих орбитальных станциях, когда примерно через десять лет МКС закончит свое существование.

Скафандры, конечно, водонепроницаемые, но, во всех смыслах слова, не резиновые. Рост Клима Шипенко — 190 см, и он стал самым высоким пассажиром «Союза». Обычно таких не берут в космонавты.  

Да, официально, рост претендента ограничен 195 сантиметрами, но более компактным людям элементарно проще передвигаться и работать в космическом корабле и на МКС.

Кроме того, за время жизни в невесомости без земного притяжения люди вытягиваются (в среднем на 3–5 см за экспедицию). Если на станцию прилетит 195-сантиметровый космонавт, есть риск, что, перевалив за 2 метра, он не влезет в ложемент кресла спускаемого корабля.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Летчик-космонавт СССР Павел Романович Попович на тренажере «Pomop» в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина

Прежде чем оказаться в корабле, надо сначала посидеть в самых разных местах: в центрифуге (с перегрузками до 8G), барокамере, имитирующей подъем на 10 000 метров, и на вестибулярном стуле — здесь претендента в отряд космонавтов крутят в горизонтальной плоскости со скоростью 180 градусов в секунду, пока он сам с закрытыми глазами вращает головой.

Тренировки и проверки вестибулярного аппарата включают также занятия на лопинге (специальных качелях) и рейнском колесе.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Советский космонавт Валентина Терешкова на рейнском колесе

Кроме того, в программу подготовки включена отработка выживания при посадке корабля в пустыне, в лесу, в горах и на воду.

Некоторые исторические факты о покорении космоса
Первый человек в мире, вышедший в открытый космос, командир космического корабля «Союз-19» Алексей Леонов покидает спускаемый аппарат во время предполетной подготовки в рамках экспериментального проекта «Аполлон» – «Союз»

Главная задача каждого отправляющегося в космос проста и понятна — вернуться живым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир в фотографиях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: