У каждого человека, увлеченного искусством фотографии, есть свои любимые техники и способы добиться потрясающих эффектов, и конечно, нет строгих определений, какие из них более правильные, а какие менее. Тем не менее, существует несколько правил, благодаря которым фотографии могут стать гораздо более красивыми и грамотными.
Прежде всего, необходимо определиться с термином «композиция». Что это такое? Композиция — это о том, как различные элементы изображения расположены в кадре.
Как уже говорилось, это не какие-то строгие правила, это своеобразный гид. Кое-что из этого существовало на протяжении тысячелетий, и сегодня это помогает добиться идеальных изображений. Руководствуясь одним или несколькими из этих правил, вы сможете снять идеальные фото, которыми будете гордиться. Секретами фотографирования делится Барри О’Кэррол.
Передний план и глубина
Иногда фокус на переднем плане является отличным способом добавить изображению глубины. По сути своей, фотографии являются 2D-изображениями. Использование принципа переднего плана помогает достичь 3D-эффекта.
На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке — идеальный пример переднего плана. Особенно хорошо работает этот принцип с широкоугольными объективами.
Эти фотографии были сняты в Дублинском доке. Фокус на переднем плане добавляет композиции глубины. Эти крюки находились на расстоянии нескольких метров от меня, когда я делал эти снимки. Используя принцип глубины, мне удалось показать и предмет, к которому я находился близко, и здания, и мосты, которые находились в отдалении.
Правило третей
Правило третей очень простое — вы разбиваете изображение на 9 равных прямоугольников — 3 по горизонтали и 3 по вертикали. Многие производители современной техники включили в свои фотоаппараты возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени.
Идея заключается в том, чтоб расположить главный элемент (элементы) изображения вдоль одной или нескольких линий или на их пересечении. Чаще всего люди стремятся поместить главный элемент в центр кадра, но это не всегда стоит делать.
На этом фото я разместил горизонт примерно вдоль нижней трети кадра, а самые большие и самые близкие деревья — вдоль линии справа. Фотография не имела бы того же эффекта, если бы более крупные деревья были помещены в центре кадра.
На этой фотографии площади в Старом городе, в Праге, я поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от кадра.
Измените угол зрения
Большинство фотографий снимаются на уровне глаз. В данном случае, фото сделано с высоты нескольких метров над землей. Такой способ фотографирования — выше или ниже привычного уровня — дает изображениям новую наполненность и придает новую привлекательность уже знакомым и узнаваемым видам. Я часто видел фотографов дикой природы в частности, лежащих в грязи на их животах, чтобы получить идеальный снимок.
Это фото Парижа в ночное время было снято с крыши башни Монпарнас в 15-м округе. Всякий раз, когда я посещаю новый город, я всегда стараюсь узнать, есть ли в нем какие-либо здания со смотровыми площадками, чтобы сфотографировать город сверху. Это дает шанс снять захватывающий вид на город, особенно в ночное время.
Иногда снять идеальный кадр означает промочить ноги.
Это фото снято на речке в графстве Лимерик, Ирландия. На самом деле, мне пришлось прождать довольно долго, чтобы прошел дождь и выглянуло солнце. Но это стоило того — спуститься вниз и сфотографировать воду, стоя в ней, чтобы создать впечатление, будто это маленький водопад.
Золотое сечение
Золотое сечение – основа построения геометрических пропорций чертежей, картин, архитектурных сооружений, изображений, в том числе фотографий. Знание правил золотого сечение позволяет фотографу правильно скомпоновать изображение, отчего оно становится более естественным и легко воспринимается человеческим глазом. Раньше золотое сечение называли «божественной пропорцией».
На первый взгляд это может показаться сложным, но на самом деле все просто. Это правило чем-то напоминает более сложную версию правила третей. Только вместо обычной сетки, кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото ниже. Это известно как «Phi Grid». Затем вы используете квадраты, чтобы нарисовать спираль, которая выглядит как раковина улитки. Это называется «Спираль Фибоначчи». Квадраты помогают расположить элементы в сцене, а спираль дает нам представление о том, как эта сцена должна развиваться. Это немного похоже на невидимую направляющую линию.
Считается, что правило золотой спирали было впервые открыто в Древней Греции и существует уже более 2400 лет. Он широко используется во многих видах искусства, а также в архитектуре как способ создания эстетически композиций. Особенно хорошо это прослеживается в искусстве эпохи Возрождения.
Это фото было сделано в Венеции. Мост и крупные ступени занимают большую часть кадра слева направо. Спираль Фибоначчи ведет наш взгляд через верхнюю часть моста вниз, к двум женщинам, сидящим подле него.
Золотое сечение может быть использовано в разных направлениях. На этом снимке, сделанном в Праге, спираль ведет нас через мост к замку на дальнем берегу. Другой счастливый случай!
Конечно, невозможно было бы использовать все эти правила одновременно, потом что иначе ваш мозг просто взорвался бы, если бы ему пришлось вспоминать все правила каждый раз, когда вам захотелось бы сделать пару снимков.
Но что вполне возможно — это приложить немного усилий и поупражняться в использовании одного-двух правил каждый последующий раз. Например, поставить цель снять фотосессию, где вы использовали бы правило «кадр в кадре». А потом- другое правило. И так далее.
Через некоторое время вы заметите, что используете все правила, не прилагая больших усилий, потому что они уже закрепились в памяти.
«слева направо»
Существует мнение, что мы «читаем» фотографии слева направо, наподобие того, как мы читаем любые тексты. По этой причине считается, что любое движение в кадре должно передаваться в направлении слева направо. Все это очень хорошо, но, вероятно, в основном для людей из тех стран, где привыкли читать именно слева направо. Хотя я видел не мало фотографий, на которых движение передается справа налево.
На этой фотографии вы видите женщину, гуляющую со своей собакой в Парижском парке. Направление движения передается слева направо. Вы также видите, что перед ними больше пространства, чем позади них. Кроме того, для этой фотографии я использовал правило третей и кадр в кадре.
Золотой треугольник
Правило золотого треугольника работает по аналогии с правилом третей. Только вместо сетки прямоугольников мы делим фрейм диагональной линией, идущей от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов, ведя их к диагональной линии.
Две короткие линии идут к диагональной линии под прямым углом, как это показано на фото ниже.
Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ съемки помогает нам ввести элемент «динамического напряжения», о котором мы узнали в пункте 6. Как и с правилом третей, мы используем линии (треугольники, в данном случае), чтобы помочь выделить положение различных элементов в сцене.
Изолируйте объект
Использование малой глубины резкости, чтобы изолировать объект, является очень эффективным способом упрощения композиции. Используя широкую апертуру, вы можете размыть фон, который мог бы отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов.
На этой фотографии кошки, прячущейся в ящике, я установил апертуру F3.5, которая очень широкая и приводит к очень размытому фону. Это акцентирует внимание на кошке, поскольку размытый фон теперь становится менее отвлекающим.