Крупнейший в России производитель вагонов для поездов дальнего следования в этом году отметит 120-летие. Сегодня Тверской завод разрабатывает и выпускает более полусотни модификаций подвижного состава, в их числе — двухэтажные вагоны для поездов дальнего следования, вагоны для метрополитена, скоростной городской электропоезд «Иволга», а также современные низкопольные и практически бесшумные трамваи «Витязь». В юбилейном году завод планирует выпустить около полутора тысяч вагонов и кузовов — не только для внутреннего рынка, есть заказы и из-за рубежа.
(58 фотографий)
Материал: Степанов Слава
Тверской завод был основан в 1898 году. Корни у него франко-бельгийские. Дебютировало предприятие с выпуска грузовых вагонов, но уже с начала XX века сконцентрировалось на подвижном составе для пассажирских перевозок. После революции подверглось национализации. В годы Великой Отечественной завод не успели эвакуировать, он был почти целиком разрушен, но предприятие быстро восстановили. В Твери (до 1991 года —Калинине) выпускали все вагоны для советских железных дорог:
Сегодня Тверской завод — единственное в стране высокотехнологичное предприятие, которое выпускает одно- и двухэтажные пассажирские вагоны, в том числе для скоростных поездов. А также грузовые и специальные, вагоны для метрополитена, трамваи и другие виды продукции:
Холодно-прессовой цех. Различные детали для вагонов здесь выпускают на современной установке плазменной резки: импульсы тока напряжением 5-10 киловольт создают плазменную дугу, которая быстро и с гладкой кромкой режет сталь толщиной от долей миллиметра до полутора десятков сантиметров:
От плазменной дуги — к металлической. Установка для формовки профилей помогает выпускать дуги для крыши вагона:
Стальному прокату придают нужную форму листогибочные прессы с числовым программным управлением:
На линии профилирования в холодно-прессовом цехе производят профилированный лист для боковой стены вагона:
Одна из задач гарнитурного цеха — защита болтов и прочих металлических изделий от коррозии. На метизы и другие детали вагонов здесь наносят гальваническое защитное покрытие:
Участок пескоструйной обработки. Детали тележки вагона шлифуют частицами абразива под огромным давлением:
Сотрудники рамно-кузовного цеха собирают боковые стены («боковины») одноэтажных вагонов:
Сварщик прикрепляет настил пола на раму вагона:
Поверхность вагона должна быть ровной и гладкой. Процесс зачистки боковины вагона:
Очень ответственный момент — сварка наружных швов на боковых стенах кузова. Быстро и стабильно создавать качественный шов помогает автоматика. Установка использует передовую технологию холодного переноса, она почти полностью свободна от брызг металла. На выходе получается прочный и красивый шов:
Сборка крыши вагона в рамно-кузовном цехе:
Автоматическую сварку элементов крыши сопровождает постоянный и строгий контроль качества. Чем ниже деформация от сварных точек, тем лучше внешний вид вагонов:
Сварщики работают на крыше вагона:
За последние 10 лет Тверской завод выпустил более 7 тысяч различных пассажирских вагонов. Мощности предприятия позволяют выпускать свыше тысячи вагонов в год:
Подготовительные работы в окрасочно-сушильной камере. Поверхность вагона покрывают полиуретановыми лакокрасочными материалами и сушат при 60º С:
Вагоносборочный цех. Кузов вагона перемещают при помощи трансбордера:
Трансбордер — это устройство для передачи вагонов с одного участка цеха на другой:
Сотрудники вагоносборочного цеха готовы к монтажу прислонно-сдвижной двери:
Перед сдачей отделу технического контроля на вагон наносят последние элементы окраски:
Одно из ключевых условий комфорта пассажиров — система вентиляции в салоне вагона:
Готовая продукция вагоносборочного цеха:
Пассажирские и почтовые вагоны различных модификаций в ожидании отправки заказчикам. Тверской завод имеет собственную железнодорожную ветку с выходом на магистраль Москва — Санкт-Петербург:
На этой линии собирают двухэтажные вагоны — принципиально новый для отечественных дорог вид подвижного состава для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Тверской завод уже выпустил более 150 таких вагонов:
Тверской завод производит подвижной состав не только для магистральных пассажирских перевозок. Сварщик работает на сборке головного вагона будущего состава петербургского метро:
Несколько лет назад Тверской завод освоил выпуск вагонов для Московского метрополитена совместно с ОАО «Метровагонмаш», оба предприятия входят в состав российского «Трансмашхолдинга»:
Метровагоны серии 81-722 «Юбилейный» созданы специально для Петербургского метрополитена:
Готовый кузов вагона для метрополитена:
Готовый кузов вагона метро:
Тверской вагоностроительный завод выпускает кузова для современных низкопольных трамваев:
Стапель для сборки трамвайных кузовов:
Монтаж каркаса трамвая серии 71-931М «Витязь-М»:
Сборка головной секции «Витязь-М» для Москвы:
Готовый «Витязь-М». На предприятии в Твери уже выпустили более 120 единиц трамваев этой модификации низкопольных трамваев:
Литейный цех:
Розлив чугуна для производства деталей вагонов:
Тележечный цех:
Изготовление осей для колесных пар в тележечном цехе:
Окраска тележки:
Пневморессора тележки для новейшего городского электропоезда ЭГ2Тв «Иволга». Благодаря передовым решениям разработанный в Твери поезд разгоняется до 160, а в перспективе —до 250 км/ч:
Элементы интерьера вагонов создают в деревообрабатывающем цехе. Идёт обработка деталей из алюминия для внутреннего пространства вагонов:
Сборка деталей перегородок для интерьера вагона:
Полки, столы и прочие элементы в вагонах на железной дороге точно так же называют мебелью. А делают её в деревообрабатывающем цехе:
Внутренние поверхности вагонов покрывают полиэфирными порошковыми красками на автоматизированной линии:
Насколько аккуратно и качественно будет выглядеть мебель вагона — зона особой ответственности пошивочного участка:
Обработка деталей на фрезерном обрабатывающем центре в ремонтно-инструментальном производстве:
Энергетическое «сердце» завода — котельный цех:
Тверской вагоностроительный завод в начале XXI века пережил серьезный кризис, ради спасения уникального для России производства правительство страны предприняло ряд неотложных мер (ограничение покупки вагонов за границей, субсидии РЖД для приобретения отечественной продукции, отмена НДС на перевозки дальнего следования — с тем, условием, что перевозчики будут использовать освободившиеся ресурсы на закупку нового подвижного состава российского производства):
Поддержка со стороны государства возымела эффект: Тверской завод сегодня получает стабильную прибыль и разрабатывает новые виды продукции: