Император Николай I был умным государственным деятелем. Изучив тех. данные первой в России двухпутной Петербурго-Московской железной дороги, он потребовал изменения колеи с европейских 1435 мм до 1524.
Полагаю что, Царь справедливо опасался, что в случае войны неприятель приедет в Россию на паровозе. Так в России была принята американская колея в 5 футов, предложенная инженером Уитлером.
Через несколько лет это затруднило снабжение немецких оккупационных войск из-за нехватки локомотивов под широкую колею. Так, в ноябрьские дни 1941 года войска группы армий «Центр» получали только 30% военных грузов, необходимых для успешного наступления на Москву.
Груз составлял всего 23 эшелона, хотя для развития успеха требовалось семьдесят. Причем, возникший на африканском фронте у Тобрука кризис потребовал быстрой переброски на юг части войсковых контингентов, снимавшихся с московского направления, эта переброска была чрезвычайно затруднена по этой же причине.