МАЗ-543 «Ураган» один из самых известных и распространенных армейских автомобилей, который был спроектирован более 60 лет назад в самом конце 1950-х годов.
И тогда и даже сейчас он выглядит просто настоящим внедорожным монстром, сконструированным специально для нужд советской армии для эксплуатации в условиях тотального бездорожья.
На базе этого 4-осного рамного полноприводного автомобиля с двумя управляемыми передними осями были разработаны самые мощные и совершенные в те годы отечественные системы вооружения — «Смерч», «Редут», «Рубеж», «Берег».
А еще на базе МАЗ-543 были разработаны секретные автомобили войск РВСН для использования в составе мобильных ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М» — передвижные командные пункты, машины обнаружения целей, машины связи, боевого дежурства, передвижные столовые, общежития для боевого расчета и другие.
Такие машины часто можно было видеть на парадах, а сейчас еще встретить и в некоторых музеях.
Но попасть внутрь этих металлических фургонов было очень сложно — там стояло очень секретное оборудования для наших ракетных систем.
В один из визитов в парк Патриот, нам сильно повезло. Проходили мимо такой Машины Связи №1, известной также как агрегат 15В179 и фургон оказался открытым, а лестница спущена.
Основная назначение этой машины в составе мобильного ракетного комплекса «Тополь» и «Тополь — М» — передача транслируемой из агрегатов 15В168 (15В167) информации на вышестоящие и подчиненные звенья управления, организация и несение боевого дежурства расчетом связи на марше или на полевой позиции, непрерывный контроль за работоспособностью передающих устройств и оборудования связи и совместная работа с машинами боевого управления.
Забрались внутрь. Места тут прилично и фургон разделен на три отсека:
- Отсек аппаратуры связи
- Боевой отсек, непосредственное место несения дежурства боевым расчётом
- Дизельный отсек
В отсеке связи установлены радиопередатчики и радиоприемники, 6 радиопередатчиков комплекса УКВ радиосвязи, две радиорелейные станции
В боевом отсеке стоят кресла, пульты управления связью, оружейные шкафы, переговорные устройства с кабиной и куча разного измерительного оборудования.
А в дизельном отсеке установлены два дизель-генератора по 12 кВт каждый.
Все можно потрогать, пощупать и оценить компоновку внутреннего пространства. Достаточно тесно и жарко.
На марше питание оборудования происходит с помощью дизель-генераторов. Есть также устройство бесперебойного питания. На корпусе фургона смонтированы телескопические антенны.
Мощную технику разработали и сконструировали в середине прошлого века. Но даже сейчас, это шасси по прежнему производится для нужд армии, только вооружение стало более современным и технологичным за прошедшие десятилетия.