Невостребованный экспериментальный тягач КЗКТ-545

В конце 60-х годов возникла необходимость создать колесный тягач, для замены старого МАЗ-537. Были выдвинуты жесткие требования от Министерства обороны СССР для характеристик тягача.

(6 фотографий)

Исходя из необходимых тактико-технических характеристик, перспективным тягачам, получившим рабочее название КЗКТ-545 (седельный) и КЗКТ-545А (балластный), требовался двигатель мощностью не менее 600 л.с. Однако отечественная автомобильная промышленность таких агрегатов на рубеже шестидесятых-семидесятых годов попросту не выпускала.

А потому по рекомендации представителей Основного заказчика в основу машины был положен 650-сильный танковый дизель А-38 Челябинского тракторного завода. Специально для него курганцами была разработана новая гидромеханическая КП вального типа, имеющая 4 передачи для движения вперед и 2 – назад (переключение передач – электрогидравлическое при помощи многодисковых фрикционов).

По весовым характеристикам КЗКТ-545 и КЗКТ-545А в целом соответствовали серийным тягачам МАЗ-537 и МАЗ-537А: «седельник» был рассчитан на буксировку полуприцепов полной массой до 68 т при допустимой нагрузке на седло в 27 т, а «балластник» мог работать с прицепом весом до 75 т на дорогах общего пользования или перемещать на аэродромах воздушные суда весом до 180 т.

Еще одно важное изменение коснулось кабины. Если тягачи МАЗ-537 располагали лишь 4 посадочными местами в кабине, то для тягачей серии КЗКТ-545 была спроектирована двухрядная кабина с четырьмя дверьми, рассчитанная на 8 человек. Ее применение дало возможность размещать «на борту» в полном составе еще и экипаж транспортируемой тягачом техники. Для обслуживания двигателя, расположенного позади «обитаемой» части кабины, предусматривались люки в задней стенке и крыше.

Однако до конвейера 545-ое семейство так и не добралось. Виной тому были не столько технические причины (возникновение резонанса крутильных колебаний из-за отсутствия маховика и невысокий моторесурс двигателя, недостаточная надежность опытной вальной ГМП), сколько планово-экономические: у завода ЧТЗ просто не оказалось резерва производственных мощностей для обеспечения КЗКТ потребным количеством дизелей А-38. Между тем конструкторы минского СКБ-1 уже завершили разработку тягачей и специальных колесных шасси того же класса грузоподъемности (семейство «Оплот»).

В сложившейся ситуации Министерство обороны отдало предпочтение проекту минчан, а дальнейшие работы по тягачам КЗКТ-545 были свернуты. Тем не менее, опыт, полученный курганскими конструкторами в ходе работы над тягачами 545-й серии, не пропал даром. Многие наработки по КЗКТ-545 впоследствии были использованы при создании новых тягачей КЗКТ-7426, КЗКТ-7427 и КЗКТ-7428.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дек 21, 2016 / авто, история / Теги: , , / Комментарии: 0

Добавить комментарий

:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
больше...
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: